Параметры, по которым проверяют верность утверждения

Оригинал взят у в Чему верить, а чему – нет?

«Учиться и заниматься наукой вообще не женское дело. Женское дело — рожать и воспитывать детей, а науку и образование оставьте мужчинам, – решительно заявила депутат Мизулина. — Нам нужны православные здоровые девушки, а не бледные феминистки-заучки».

В прошлом году эта цитата наделала много шума и вызвала волну возмущений. Однако, единственная проблема в ней – она выдумана от начала и до конца.

Чтобы не беспокоиться лишний раз и не тратить энергию на возмущение, ко всему, что вы видите и слышите в интернете, лучше относиться с недоверием. Особенно, если это вызывает в вас сильные эмоции. Мы живем в эпоху сильных стрессов и не надо добавлять к ним лишнего.

И, кстати, не в интернете – тоже. Особенно, если потенциально от вас хотят денег. Тогда вам стоит тщательно проверить факты. Вам говорят, что прекрасный результат достигается при использовании чего-то? Уточните, как это узнали!

У Дэниэла Гилберта в книге Stumbling on Happiness есть хороший абзац, относящийся к исследованиям.

«Когда ученые хотят установить причинно-следственную связь между двумя вещами… они подсчитывают частоту проявления следующего:

- совпадения (у какого числа человек с повышенным уровнем холестерина случается инфаркт?);
- не-совпадения (сколько человек с повышенным уровнем холестерина живут без инфаркта и у какого числа человек с нормальным уровнем инфаркт все же случается);
- отсутствие совпадения (у какого числа человек с нормальным уровнем холестерина нет инфаркта)».

Только исследовав все эти стороны, можно сказать, влияет ли повышенный уровень холестерина на риск инфаркта. То же самое относится к любым другим вопросам – полезно ли пить 2 литра воды в день, излечивает ли чеснок простуду, помогает ли грудное вскармливание связи матери и ребенка, способствует ли тимбилдинг повышению производительности труда и так далее.

Многие маркетинговые исследования, нацеленные на убеждение потребителя, грешат неточностью. Они расскажут вам о совпадениях – но умолчат обо всех остальных параметрах.

Здоровый скептицизм по отношению к новостям, социальным сетям и рекламе – залог, как минимум, вашего душевного здоровья.

 

 

Оставить комментарий