Обделенная обитель

Заранее прошу прощения у всех, решившихся прочесть это.
Просто недавно открыла для себя Луркоморье,
и пока сленг не забродил во мне,
решила выплеснуть ново обретенные слововыражения.

Есть вполне обоснованное мнение, что ограничения и препятствия бодрят творца любого жанра. После просмотра четырех стопариков «Обители Зла» смело утверждаю – обратно не только верно, а ВЕРНО КАТЕГОРИЧЕСКИ и крайне нежелательно. Если, конечно, кого-то из нас  еще заботит художественная ценность конечной продукции, или ценность вообще. Потому что выходит невообразное: фильм-одноночка, который один раз используешь по назначению, погрузившись в атмосферу спецэффектуную, и вместе с выветрившимся пивом очнешься от дурмана кинематографического, отряхнешься от забытья столь желанного  – и дальше поползешь, на работу или еще куда по рутинной надобности. Вот так оно сейчас и выходит массово.

Таки такая цель тоже не зазорна, если смело признать, что из зомбо-режима  - жизнь-обывательская мы можем выходит только в другой режим  – зомбо-кинозрительский. И если это цель современного кинематораграфа – то «Обительки» выполняют ее на пять с плюсом, смело претендуя на эталонность. Однако тут наблюдается смешной парадокс – создатели как-будто сами за компанию с аудиторией зомби покусаны, и маются не прикаяно,  и творят мучительно что-то несусветно муторное. Без просвета сознания. А оставшиеся примитивные инстинкты («голода» и «есть все же надо» )толкают и толкают их на создание нескончаемых  сиквелов.

А как иначе объяснить, что после "Грайндхауса" Родригеса с его жесткой пародией еще кто-то в состоянии снимать зомби-фильмы на полном серьезе? Только внесознательным состоянии их авторов, которые даже русских спецназовцев зачем-то в действие вводят.

Потому как что не пожелай для счастья, все у них есть – и уже сотворенная вселенная с основной легендой в виде Т-зомби-вируса, и основным двигателем сюжета – мировой-злобной корпорации Майкрософт Амбрела с ее бесконечно кастомизированной системой мини-злодеев на одну-две серии, и неисчерпаемый бюджет, на который можно спасти от голода пару-тройку Гандурасов или заставить похудеть всю американскую школоту (кстати, вот почему никто не видит, что это взаимодополняемые вещи?), и звезда. Да не просто зведа, а сама МИЛА, которая Йовович. Ну, налетай сценаристы на веселый зомби-треш что-ли, раз другое не по зубам гнилым уже!

Однако нет. И не одной искры не случается, чтобы зажечь эту свалку токсичных отходов.

Может, вы ожидаете, что сейчас я глубокомысленно скажу, что вот ничего другого ожидать и не приходится от фильма основанного на игрушки? А вот ничего подобного, я заявляю как раз наоборот.

Имею неубиенное подозрение, что если кино откажется от уже ставших призрачными амбиций первейшего из искусств, то у него в тандеме с игровой индустрией, есть очень свое даже неплохое будущее, может даже лучезарное в достаточном отдалении. Потому что откуда будем черпать идеи, когда всю классику переснимим по третьему разу? А ведь игры на самом деле потрясающее явление – потому что там мы не просто зомби-зрители, а зомби с проблесками интеллекта, не всегда случающимися только на основе владения клавиатурой. Есть еще игры, где мыслить надо, решения принимать, да и вообще активное творческое соучастие приветствуется. Что в кино априори нет. И если интеллектуальное соучастие из массового кинематографа, также, как и из фестивального, впрочем, уже куда-то  слилось, оставив нам напоследок крохи эмоционального, то может поискать его в другом месте, например в играх, где оно все же присутствует, и даже иногда активно влияет на динамику происходящего.

А если фильм использовать как подсказки игрокам, или как вариант развития сюжета, или как расширенный ролик с подробной легендой, которая сильно облегчит прохождение? Современные технологии туже Милу Йовович позволят отцифровать и в игрушку внедрить. Получится творческий сопровождающий продукт, и рекламный, к тому же. Например, прежде чем игрушку купить (это я мечтаю сейчас), можно киношку посмотреть вместо трейлера, а на выходе уже диск с геймом приобрести. И игровой индустрии финансовые вливания из киношной не помещают, и важнейшему из искусств пора переходит на другой уровень, раз на этом все отыграли, да и вообще, почему бы 3-д модели не использовать дуально? А то ведь столько денег и всего три минуты в кадре. Симбиоз взаимовыгодный, как ни крути.

Опять же, что-то такое киноворотилы все же чувствуют, потому что фильмы по игрушкам нет-нет, да и появляются. В том же «Принце Персии» уже были явные куски, отсылающие к игровым мизансценам и ракурсам. Смотрелось удивительно свежо на большом и прямоугольном киноэкране.

Я уже представляю себе экранизацию Сибири Бенуа Сокала и заранее свингую невообразно.

Так что, ждем, потираем ручки, может, наши дети уже вкусят обновленной индустрии на полную.

Однако, вернемся к нашим обделенцам.

После постановки диагноза очень интересно уже с прохладными ушами наблюдать за развитием патологии в лице трепыхания сюжета и демиургов, его в муках порождающих.

Первая часть вполне себе герметична, классична до зубной боли и также визуально не самостоятельна. Хотя начинается как классическая бродилка. Героиня просыпается и сюрприз – не помнит, кто она. Правда, зачем убивать хороший сюжетный ход  и до этого минут двадцать рассказывать нам, что произошло? А затем разбрасывать по ходу действия намеки, которые никак не реализуются? Например – красное платье главной героини интересно капеллируется с рассказом о «Красной королеве» – искусственном интеллекте муравейника. Увы, не оправдывается. Итак, нас ждут зомби, героиня с голыми ляжками, которыми она будет  упорно щеголять на протяжении следующих двух частей. Ансамбль из комбинации с кирзовыми сапогами сменит только в третье, счастливо сообразив, что кусать ее ноги в плотных штанах зомбакам будет не так сподручно.

Однако! Эта часть и наиболее удачна. Потому что завершена, и, что самое удивительное, только в этой части Мила Йовович играет как-бы саму себя как собирательный образ. То есть не то, чтобы это вершина актерского мастерства вообще, просто в следующих частях из нее делают то Лилу 5-ого элемента (2-ой фильм, финал), то Лару Крофт  и Вайолет, то вообще какую-то недомужика. В первой же части наблюдается слабая попытка создать «я в предполагаемых обстоятельствах», потому что ни на какую начальницу охраны она конечно не тянет.

Вообще, вопрос, что нам делать с Милой – одна из основных проблем сценаристов.

С Милой все печально, но все-таки ясно. А вот дальше происходят еще более непонятное. Во-первых в каждой части ей выдается более, да простит меня моя почти самая любимая актриса, женственная подружка с почти правдоподобным характером. Могу предположить, что это завязано с игрой, но если учесть, как мало фильм имеет к ней отношения, скорее это, чтобы усилить женский фактор для подавляющей мужской аудитории. Красивые блестящие машины особенно хорошо выглядят на смазанном от большой скорости или шероховатом фоне, красивые полуобнаженные девушки особенно пикантно на фоне потных мужиков и разлагающейся плоти. Кстати, мужские характеры и характерами то назвать трудно – весьма вялы и предсказуемы, что положительные, что отрицательные.

Да-да, есть в третьей части и Хью Лори в эпизоде, и ПГГ (почти главный герой, все-таки две части протянул!), затягивающийся  последним на земле окурком перед тем как бросится зомби на поедание (наверное, единственная по настоящему стоящая сцена на все четыре части), но, блин, это же не характеры, это так, микро-эпизоды, забредшие с соседней съемочной площадки.

Со злодеями та же беда. Как-это они одноразовые. Хилые и глупо-самовлюбленные. Причем постоянно обновляющиеся. Вот, казалось, Мила завалила таки наконец главного, а нет, над ним еще один начальник был, японский. И т.д. и т.п.

Насчет характеров и боевиков и то, что первые в последних не водятся прошу всех открывших рот вспомнить первого «Крепкого Орешка» и заткнуться. И боевик классический, и что герой – Брюс Уиллис, что антагонист Алан Рикман – оба Оскара заслуживают, ну, хотя бы номинации.

Вообще на это фильм можно собирать друзей киноманов и играть в угадай цитату. Потому что большего их количества на экранное время в непародийном режиме я еще не видела. На полном серьезе воспроизвели все – от Хичкоковский «Птиц» и Тарантиновского «Убить Билла», до, блин, почти не замаскированной Матрицы. Так и ждешь, что в последней части из белого бункера выйдет  архитектор и скажет: «Здарвствуй, Нео». Аминь!

Но и за просмотром плохих фильмов можно словить свой профит. Главное в них, ты как-бы ментально отстраняешься и начинаешь размышлять на тему… То есть, если фильм действительно хороший, этого не происходит, он тебя берет за шиворот и волочит за собой по сюжету. Кстати, так их и можно диагностить – верный признак.

Итак, мой профит осенил меня гениальным, но наверное неоригинальным пониманием того, за что американские подданные так любят зомбо-фильмы с зомбо-резней. Нет, я правда не понимала и не разделяла, вот массмедийные вампиры – это другое. Во-первых, корни европейские, во-вторых девчачье, это я всей своей девичьей натурой стыдливо обожаю, а вот зомби – ну ни к селу ни к городу. А оказывается, очень просто, ну, во-первых – это пацанское. Незря в этих фильмах ГГ – всегда главная героиня, а не герой. Во-вторых, кто бы не углублялся в историю кинематографа и не доказывал с пеной у рта, что это такая сатира на общество, все мы знаем, что только на интеллектуальном изюме массовые культы не случаются. Конечно, это сатира, общество потребление, etc. НО! Что самое главное, это еще и слабо завуалированная возможность безнаказанно помочить окружающих тебя людей. Ведь это люди, только как бы не совсем люди, то есть, люди, но бывшие, да еще и повод железный дают посекундно. Так что мочить можно без зазрения совести, и никто не скажет «ай-яй-яй». «Сочненький попался», с восторгом говорит герой Хью Лори в третьей части, подрезав очередную жертву своим брониавтобусом, и этим паля всю американскую нацию.

Замечательная в своей примитивности сублимация, и очень пацанская, и очень американская. Но сильно не эстетичная, и не этичная. Особенно если вдуматься, что сюжет всегда оборачивается так, что весь город – зомби, и ты один во фраке в тельняшке и с наганом. Хм, гм. Хорошо, что они там, за океаном, в общем, кто на подобное слюни пускает.

Оставить комментарий