Шесть раз пан, на седьмой куда пропал? Или где же так сплоховала мама Ро

Предисловие и отказ от ответственности

Перед тем, как приступить к анализу седьмой книги, хочу обозначить несколько моментов, которые помогут лучше понять мою позицию и не всегда способность отстраниться от собственных эмоций. (Понять, не значит принять, но значит, примериться с существованием моего мнения))).

Итак, оговорка номер раз, – я сижу на галлюциногене по имени Гарри Поттер, страшно дело, вот уже десять лет, со всеми вытекающими – ломками, суррогатами в виде фикчиттерства и, да простит меня общественность за большое количество потраченного на это времени,  и фикрайтерства. Посему мои ожидания от финализирующей сагу книги были, мягко говоря, очень и очень нескромными.

Оговорка номер два – по образованию и роду деятельности я – визуал, а значит чувство  композиции у меня равноценно чувство справедливости. И к тому же очень, очень классическое.

Ну и третье, и самое наверное, удручающие, у меня есть собственные писательские амбиции, хотя у кого их сейчас нет?

Да, ну и конечно, Роулинг тоже имеет право на ошибки, как и любой другой творец своей Вселенной, умом то я это понимаю, но вот сердцем… простить не могу. Хотя все мы помним про «утконосов»)))

ПСЫ

Ну и конечно , Снейп – наше все! Вы даже не представляете, сколько «Снейпов» было стерто при написании этого текста.  Скажу прям сейчас, чтоб потом нигде не вырвалось «Это же надо ТАК не любить свое собственное создание!»

О чем здесь пойдет речь

О седьмой, мать ее Джоанну, пресловутой книге, конечно! Недобро помянутой уже сотни тысяч раз. Хочу прежде всего для себя, по прошествии нескольких лет, уже с холодным носом, сформулировать, чем же она «такая хромая»? Что же в ней так непоправимо «неправильно», что большинство поклонников Поттеровского шестикнижья, стали яростными ненавистниками семикнижья? Если самым сдержанным отзывом  о последней части было «лучше бы она вообще не была написана!»

В общем, попытаюсь отстраниться от фанатских претензий, и разобраться по существу, что пошло не так.

Чашка не из того сервиза

Отставим на время сюжетную логику, и обратимся к внутренним законам композиции, соблюдение которых делает любое произведение искусства единым целым, замкнутым и неповторимым миром. Особенность этих законов в том, что их задает сам автор. НО! Задав их в начале, в дальнейшем, он сам обязан их соблюдать. Это весьма суровое казалось бы ограничение, необходимо, чтобы внутри огороженного таким образом участка творец чувствовал себя спокойно и уютно за счет того, что зная границы дозволенного, не поддавался ежесекундно искушению рвануть в поднебесные дали, ибо в попытке объять необъятное ничего дельного еще никогда не выходило.

Нарушение этих границ и законов ведет к очень печальному результату – произведение трещит по швам или вообще разваливается на куски, если его части подчинены разным правилам. Ощущение целостности, что самое потрясающее в произведении любого искусства – пропадает, а если закон соблюдался на протяжении длительного времени, а потом резко был изменен – такой нарушение воспринимается зрителем, слушателем или читателем, как настоящая утрата, взрыв Вселенной.

Собственно, именно это и устраивает Роулинг своим читателям в седьмой книге. Заданный порядок нарушен – Гарри Поттер не идет в Хогвардтс. Уже на этом месте читатель ощущает себя обманутым. Гарри Поттер обязан пойти в школу, вся прелесть цикла именно в том, что место действия всегда одно и тоже и даже в какой-то степени условно герметично –  школа Чародейства и Волшебства Хогвардтс, а внешний сюжет плавно переплетается с учебным процессом! Точка! Это закон, заданный автором, и когда в начале седьмой книге  выясняется, что главный герой вынужден не пойти в школу, а скитаться по холодной и неприветливой Британии, читатель как будто сам чувствует себя грубо вышвырнутым из теплого и уютного, ставшего родным,  замка, а точнее – за пределы давно любимой книги.

В итоге, общий строй цикла, его ожерельность, распадается, потому что гусь свинье не товарищ, а книга об суровых походных буднях ни как не пара  шестикнижью о быте средней, хоть и магической, школы.

Это, на мой взгляд, самый главный и принципиальный прокол седьмой книги. Если бы Роулинг была по-настоящему гениальная, в чем мы все ее подозревали, она бы чувствовала необходимость соблюсти собственный канон, и смогла бы вписать седьмой год в уже заданную схему.

Пирожок без начинки

Второй абзац, жанровое обеднение седьмой части. Кстати, это имеет отношении и к нарушению упомянутых выше пресловутых внутренних законов произведения.  Речь о то, что каждая книга, сюжетно представляла из себя еще и лихо закрученный детектив. Не побоюсь заявить, что бо’льшая доля удовольствия от прочтения была заслугой  этой «детективности». Причем, это был, что называется сюжет в сюжете, законченный эпизод, начинающийся и заканчивающийся строго в пределах одной книги.  И сама книга собиралась вокруг очередной тайны, нанизывала на себя все происходящие события.

А что же за «великий секрет» нас ждет в седьмой книге? А никакой! Нет его, этого секрета. Детектив, который был цементирующей основой для связки книги в единый эпизод, пропал. Собственно, единственный «секрет Полишинеля» , Гаррина хорхрюстнутость, если и задумывался как главный сюжетный выстрел к конце книги, таковым не стал. Он был заявлен еще в шестой, посему к седьмой уже не может претендовать на «главную интригу». Да и потом, о маленькой Гарриной проблеме не догадывались только оооочень  ленивые из читателей.

Вообще говоря, детективом могли бы послужить истории с поисками хорхрустов. То есть цикл из четырех-пяти законченных мини-детективов,  но увы, эта карта тоже толком не разыграна. Хоть главное трио в кои-то веки  напрягает мозги при поисках артефактов, того самого детективного удовольствия читатель не получает. Истории поисков, которые могли бы быть детективными, превращаются в приключенческий экшен, что хоть и само по себе не плохо, но удовольствия при прочтении доставляет на порядок меньше.

Седьмая книга вообще вышла не редкость предсказуемая – и это второе из главных разочарований, которое может поспорить за первенство с нарушением внешней сюжетной композиции, описанной выше. Понятно, что основные задачи, которые должны решить главные герои, уже  поставлены на протяжении предыдущих шести книг, и осталось завершить сюжет в последней части. Но ведь есть такая вещь как неожиданный поворот, всплывающие неожиданные обстоятельства и тому подобное, на что Роулинг такая мастерица! Но, простите, мутное прошлое Дамблдора не тянет на главную интригу, да и не влияет никак не текущее действие. Пожалуй, самым интересное,  в этом плане, стал эпизод с Регулусом Блэком. Но опять же, этот эпизод проясняется в начале седьмой части, и целиком принадлежит прошлому. Из неожиданностей еще можно назвать назначения Снейпа на должность директора, но поскольку главное действие разворачивается за пределами школы, это событие становится гвоздем программы в рамках одной главы.

То, что будут веселые старты с хорхрустами, откроется, что главный бука в доску наш парень, финальная битва будет в Хогвардтсе, погибнет кто-нибудь из Уизли, и все это для того, чтобы Гарри женился на Джинни и восстановил находящуюся под угрозой вымирания популяцию Поттеров, мы и так понимали.  Бла-бла-бла! Скучно!!! И собственно, что-нибудь новое нам так и не рассказали, ибо поспорьте со мной, если сможете, но внешняя ситуационная навороченность  с полетами на драконам никак не заменит закрученный на интриге сюжет.

По сути, читателей оставили без  десерта. А ведь все ждали еще одного событийного виража, который если не перевернет все с ног на голову, то, традиционно, заставит на многое посмотреть по-новому. Увы! Финальная вечеринка прошла без сюрпризов, никто не напился и не танцевал голым на столе((( Все ушли домой, до обидного трезвыми и голодными.

Люди? Манекены?     

Характеры. Как известно, они просто обязаны развиваться, иначе их носители будут выглядеть несколько неправдоподобно. Характеры, опять же, не для кого не секрет, развиваются под воздействием внешних обстоятельств и раскрываются благодаря им же.

Спасибо фантазии Роулинг, событиями наши герои обеспечены так, что до конца жизни хватит. К тому же возраст располагает – семнадцать лет, тот еще период, а если вынужден выживать без посторонней помощи в чистом поле… Но вот какое-либо развитие характеров как раз не наблюдается. Главные герои как будто застыли памятниками самим себе и не меняются. Гермиона – комплексующая заучка, Гарри – комплексующий интроверт, Рон – комплексующий тугодум. Собственно, какими мы их оставили в шестой книги, такими же и увидим в конце седьмой. И никакие испытания не оставят следа на наших бойскаутах.

А ведь все так ждали, что Рон повзрослеет и станет хоть немного самостоятельным. Один его шахматный талант позволял надеется, что с мальчиком не все так просто. Но ему даже значок старосты, место в команде по квидиччу и наличие девушки не помогло. Гермиона так и не начала мыслить широко, хотя нельзя не сказать спасибо Роулинг за сцену разговора с отцом Луны, где показана ограниченность лучшей ученицы Хогвардтса. Хотя этот разговор никак на ней не отразился. С Гарри вообще беда – он так и не начал думать. Иногда мне кажется, что возможно, по отдельности этим персонажам было бы лучше, есть такое подозрение, что их дружба сдерживает их личностных рост.

Но вернемся к сюжету. Вы поверите, что парень и девушка, симпатизирующие друг другу, имеющие уже какой-то успешный опыт общения с противоположным полом, и на протяжении десяти месяцев спящие в одной палатке, не достигли  ну хотя бы первой базы?

И что самое странное, эта вся искусственная законсервированность на фоне второстепенных персонажей, которые наоборот претерпевают всевозможные ментальные изменения. Невилл становится лидером подпольного сопротивления, Малфои тоже теряют свою заявленную аристократическую картонность и становятся даже вполне сносными людми, уже не так уверенными в своих идеалах, Люпин так вообще показывает себя хоть и не с приятной, но вполне правдоподобной стороны. Пресловутый Дамблдор оказывается простым смертным, и даже Дадли начинает выходить из-под родительской опеки. Вот только главные герои не делают ни шаг за уже очерченную каждому из них модель поведения. Но герои растут и должным выходить за собственные границы, иначе они утратят свою правдоподобность. Конечно, в рамках экшена седьмой книги это не так мозолит восприятие, посему я отмечаю это только третьим  пунктом.

Логики – нет! Казуистики – да!

А теперь давайте посмотрим на логику происходящих событий. То, что «все мы под колпаком у Дамблдора», понятно. И даже из могилы он будет рулить сюжетом, это само собой. Вот только, как он это делает, и главное, почему он это делает именно таким образом, остается загадкой.

Ну посудите сами, вы – самый крутой маг в существующей Вселеннной, но часики Ваши уже тикают. Причем, Вы достаточно точно можете определить, когда они остановятся. И на что же Вы тратите последние месяцы своей жизни? Вы ищете и обезвреживаете хоркрусты? Нет! Вы даете вполне общий инструктаж  малолетнему шкету, как их обезвреживать, и что они теоретически из себя представляют. И, с чувством выполненного долга, красиво погибаете на глазах у изумленной общественности. Никаких четких инструкций, никакой поддержки с воздуха, да еще и запрет на принятие помощи от третьих лиц!  Удачи, Гарри. Мне будет очень увлекательно наблюдать, как ты это все утрясешь. Маэстро, играйте марш. Я хочу, чтоб на моих похоронах рыдали!

Кто-нибудь видит логику в такой игре?  Или, чем меньше шансов, тем интереснее? Или Гарри не достаточно просто убить Воландеморта. Насколько честно требовать от него делать всю грязную работу? Конечно, заставить носителя части души Сами-Знаете-Кого уничтожать эту самую душу по кускам очень остроумно – такая манипуляция   не лишена иронии, и даже как-то соответствует Высшему Кармическому Закону, но что-то мне подсказывает, что Дамблдор не был настолько просветлен.

Тут можно усмотреть на первый взгляд вполне логическое объяснение – директор просто не успел. Но давайте вспомни, сколько времени на обнаружение артефактов потребовалось подросткам? Чистого времени, на каждый артефакт. Причем один из них просто лежал прямо под боком (я о диадеме Равенкло). И что, такой гигант мысли, как Дамблдор, располагая его-то ресурсами, и никак не стесненный в свободе действий не справился бы, если захотел? Тогда какого же, простите, рожна? Зачем такая казуистика?

Тут, мне кажется, нет внутренней логики, тут просто желание автора отправить рыцаря Гарри и его верных друзей в длительный поход за хоркрустами, чтоб по дороги драконы, меч Артура и прочая вкусная мишура. Ну вот просто нравилась эта идея Роулинг, и не важна, насколько она не дружит с  законами здравого смысла.

Второй момент, когда казуистика берет вверх над сюжетной логикой, меня расстраивает  еще больше. Все шесть предыдущих книг нам упорно внушалась мысль о великой силе искусства любви. Проняло даже пингвинов и Воландеморта. Все понимали, что в последнем бою Гарри уложит на лопатки своего врага вовсе не силой мышц, а силой любви. Ну, поскольку это все-таки не фик определенной направленности, а общегуманитарная сказка, эта самая сила должна была проявится в… не знаю как лучше сформулировать, моральном превосходстве, что-ли? То есть, Гарри должен победить, потому что на его стороне не сила, но правда. И мне было очень интересно, в какую же форму это будет облачено.

Оказалось – ни в какую. Поскольку фантазия в этот момент Роулинг вовсе отказала, она схитрила – расщепила дуэль на два раунда. В первом разыграла христианскую карту с несопротивлением. И с чувством выполненного долга решила, что во втором она может уже не напрягаться на моральный  аспект происходящего и опуститься до банальной драки. (Кстати, тут мне искренне жаль Воландермотра, когда твой враг ОПЯТЬ оживает, и нужно СНОВА его мочить, хотя ты уже расслабился. Это уже моральная победа светлых сил, мол, мы всегда возвращаеся, но увы, это карта на разыграна. Злодей даже не моргнул).

Со вторым раундом дуэли и начинается казуистика, а также полный «отстой», что особенно странно на фоне сильных экшен-сцен предыдущих глав. Оба, исполняют ритуальную словесную кукарачу, причем Гарри проявляет на удивление больше красноречия, после чего он, как сыщик в плохом детективе говорит: «А сейчас я открою, кто убийца,  почему ты сейчас проиграешь. То есть, ты проиграешь, но сначала я тебе и все, в том числе читателям, которые ничего не подозревают, объясню, почему сейчас произойдет то, что произойдет. Так как автор не знает, как иначе это донести». А дальше идет хитроумно иезуитский расклад по поводу Бузинной палочки, который никого не впечатляет.  Вот что за чушь? Во-первых, мне не интересно, что эта шлюха, простите, палочка, металась от хозяина к хозяину и в итоге стала Гарриной, во-вторых, я не понимаю, почему именно от прихоти очередного артефакта «легкого поведения» должна решиться битва века, главная битва Бобра с Ослом, и вообще, что это все имеет общего с великой силой любви, которая сейчас должна победить? Вот скажите, кто думал насчет этой палочки хоть минуту, когда книгу читал? И вопрос, а когда сам Гарри вдруг так внезапно начал шевелить мозгами, когда у него так стремительно прорезался интеллект, где и когда он успел это все про палочку понять? Кто-нибудь заметил? То, что простительно Агате, то не простительно Джоанне, Поттер не Пуаро, он даже не бельгиец.

После чего вообще бардак:  Воландеромт пуляет Авадой (вот кстати, ничему жизнь человека не учит. Опят в Поттер, опять Авадой! И неожиданный результат. Снова!). Гарри – экспериалмусом (тоже талант, он хоть еще хоть что-нибудь знает? Сколько я помню, он вообще за все книги успешно только Снейпа приложил, и все тем же незаменимым заклинанием), смертельное заклятие возвращается хозяину. Занавес. «И это все?!» – перешептываются фанаты, ради этого мы ночь не спали, по самым грязным файлообменникам, по самым тайным ссылкам текст оригинала качали? Мама Ро!!!

Красный – ем, желтый – ем, зеленый не ем             

И последняя, очень расстраивающая меня вещь. Абсолютно сказочная, в плохом смысле этого слова, демагогичность. Что я имею в виду: вот говориться в начале сказки, жил-был злой человек, и сразу понятно – ничем хорошим для него это не закончиться. Однако Роулинг на протяжении первых шести книг давала нам надежду, что в этой сказке все будет не так, как в обычных сказках, а как в настоящей жизни, то есть гораздо интереснее. Что если человек кажется злодеем, он не обязательно злодей (в конце почти каждой книга Гарри получает камбак в виде Снейпа-Бетмена, у которого просто не очень приятный  Брюс Вейн). Что нельзя ни о чем и ни о ком судить сразу и навсегда. Что любой человек склонен как хорошим так и к дурным поступка, и всегда у него есть право на  второй шанс. Плюс ко всему это гениально накладывалось на то, что все повествование идет через восприятие Гарри, мальчика который растет, совершает вполне типичные для ребенка и подростка оценочные промахи, и со временем узнает, что где-то ошибался. Это, наверное, один из главных плюсов саги. Есть в конце концов такие шикарные характеры, как Сириус и Люпин, которые вполне раскрываются в ранних книгах. Но! В седьмой книги это замечательная тенденция вдруг исчезает, а вместо нее образуется как из воздуха самый что ни на есть  мещанский  расклад, где добро – есть добро, а зло есть зло, и никогда им не сойтись. Как будто люди, это не люди, а просто носители положительного или отрицательного заряда.

То есть, если герой плохой, то быть ему плохим, а если заявлен как хороший  мальчик (пусть даже вся его хорошесть в том, что он друг главного героя)– то  жениться он на отличнице и получит  пол-царства -фирмы  в придачу, даже если автору для этого придется убить его старшего брата,. Но если ты родился в результате действия любовного зелья, то быть тебе нехорошим, и никто тебя  и разубедить не попытается, даже если Дамблдора тебе дать в педагоги. Да и тем, кто был когда-то  неправ, нет права на хэппи-енд.

И тут главная авторская мозоль – Слизерен. Роулинг активно не любит этот факультет, а если говорить по существу, вполне определенный тип людей, который она туда поместила и  назвала слизеренцами. Вообще, еще Чехов неспроста утверждал, что надо быть над своими героями, а не среди них. Это, в том числе, помогает соблюдать некий баланс между своими эмоциями и правдоподобием происходящего. У меня же создается впечатление,  что мама Ро родилась в семье ортодоксальных гриффиндорцев, закончила этот факультет и стала его главой. От того весь ее мир получился немножко перекошенным, ведь действительно, все злые волшебники у нее учились в Слизерене, и все, кто учиться в Слизирене – злые. Ну, не любит она слизеренцев, активно не любит,  не в состоянии даже признать, что и среди них попадаются приличные люди, и не может себя заставить вывести ни одного положительного персонажа из серебристо-зеленых.

Ну хорошо, склонны ученики этого факультета к отходу от обще принятых моральных норм, ну выходят из них темные волшебники. Но не все же? А как быть с остальными?  Ведь не вся же четверть магического мира нехорошая? Или вся?

Снейп – весьма спорная фигура, причем, поняв, что персонаж вырывается за рамки ее представлений о его моральном облике, она в почти в каждом интервью не забывает подчеркнуть, что им не стоит восхищаться.  Единственное исключение -  Регулус Блэк. Надо думать, что Роулинг утешилась тем, что он уже давно умер и вообще попал в Слизерен благодаря происхождению.

Заметьте – все эти примеры, персонажи старшего поколения, среди сверстников Гарри нет ни одного  «положительного» слизиренца, или «отрицательного» хаплпаффца-равекловца. Вообще, говоря, они могли бы наклюнуться  именно в седьмой книге, когда Гарри уже подрос, чтобы принять такие изменения, да и события вышли из привычной колеи, но именно в этот момент все пути для переосмысления персонажами своих жизненных позиций автором закрываются. Если ты родился зеленым, то уже не покраснеешь. И поступки Драко тут вовсе не аргумент, его поведение Роулинг трактует как нерешительность, связанную со слабостью характера, а его матери приписывает вполне эгоистичные мотивы.

В-общем, нет тут ощущения Вселенского баланса, и не идет Бой за смертные души. Всех уже окончательно поделили. Остается только удивляться, что в итоге Слизерен не упразднили, и Гарри есть о чем беспокоится, отправляя в школу младшего сына.

И-де же ты Брут?!

Ну, и мой предпоследний упрек, как от любителя хороших сериалов. Где предатель? Казалось бы, тема предательства как со знаком плюс, так и со знаком минус раскрыта. Снейп, Питтергю, Регулус Блэк – в оттенки на палитре. Но!  Все, перечисленный истории предательства уже случились в прошлом,  само предательство нам подается как факт, и не одно не происходит в реальном времени на наших глазах. А ведь младшее поколения тоже имеет право на предателя! Это просто закон жанра. А нет его! Наверно это можно объяснить тем, о чем я писала в предыдущем пункте, внезапным окаменением системы характеров персонажей. Застывшие, они не меняются, а значит не способны к смене стороны, на которой играют. Жалко. Ведь это традиционно хорошая интрига.

Добить Фрейда

И вот еще отдельная тема для анализа. История Гарри, как носителя Воландерморта прям какая-то антифрейдовщина, если разобраться. Есть в герое что-то плохое. Но это не его внутренне содержание, ни-ни, вы что, он же у нас ХОРОШИЙ. Это просто Сами-Знаете-Кто в нем шевелится. Ведь все по настоящему плохие мысли Гарри Роулинг приписывает именно врагу внутри. А сам герой чист и светел, и нет в нем недостатков. ОДНАКО, сказал бы Зигмунд, ОДНАКО…

Вот, наверное, и все мои мысли по поводу недостатков седьмой книги. Не надо думать, что я не вижу в ней и своих достоинств, но это уже совсем другая история.

Оставить комментарий